» » » Ученые объяснили исчезновение атмосферы и океанов Марса

Ученые объяснили исчезновение атмосферы и океанов Марса

Фото: NASA
Вода на Марсе почти всегда находилась в замороженном состоянии и периодически таяла.

Крайне небольшие залежи карбонатов на поверхности Марса говорят о том, что красная планета вряд ли могла потерять большую часть своей атмосферы в результате связывания ее газов с минералами на поверхности и превращения в другие типы пород, как считали некоторые планетологи, сообщает NASA.

"Вполне возможно, что атмосфера Марса уже была разреженной в то время, когда на его поверхности формировались знаменитые речные долины. Наверное, Марс не был одновременно теплым и при этом покрытым жидкой водой, а холодным и богатым водой, с утекающей в космос атмосферой.

Для формирования каналов много тепла не требовалось, и небольших потоков воды хватило бы для их рождения", - заявил Кристофер Эдвардс из Американской геологической службы USGS в Флагстаффе.

Динозавр, ядро и микроорганизмы на Марсе: Громкие находки Curiosity

NASA показало водяной поток на Марсе

Эдвардс и его коллеги решили проверить, насколько вероятен был такой сценарий, попытавшись точно оценить текущие запасы карбонатов на Марсе и сопоставить их массу с тем, сколько соединений углекислоты должно было образоваться в прошлом. Для этого ученые объединили данные по залежам карбонатов, найденных зондами Mars Global Surveyor, MRO и Mars Odyssey.

Оказалось, что на Марсе есть всего одно крупное месторождение карбонатов - так называемая "борозда Нили", в которой содержится в 34 раза меньше соединений СО2, чем на то указывают расчеты, подразумевающие существование плотной углекислотной атмосферы на Марсе в те эпохи, когда на его поверхности присутствовали океаны и реки из жидкой воды.

Подобный результат означает одну из двух вещей - или на Марсе есть какие-то другие запасы карбонатов, не открытые за последние 20 лет, что маловероятно, или то, что Марс никогда не обладал теплым климатом и плотной атмосферой. Сами ученые склоняются в пользу второго варианта – "холодного и мокрого Марса", как они выражаются, который в последние годы начал набирать популярность среди планетологов.

На Марсе нашли следы водного озера, пригодного для жизни

Подобная гипотеза формирования каналов (русел рек) и ущелий на Марсе говорит о том, что на поверхности красной планеты не было постоянных океанов.

Ее воды почти всегда находились в замороженном виде и лишь эпизодически таяли в результате проявлений массовой вулканической активности или периодических изменений в угле наклона орбиты Марса. Отсутствие больших залежей карбонатов является серьезным аргументом в пользу этого, заключает Эдвардс.

Ранее сообщалось, что марсоход Curiosity получил данные, согласно котором вода на Марсе присутствует не только в ледниках, а и близко к поверхности планеты.

Также Curiosity обнаружил  в одном из булыжников на Марсе следы гранита и других пород, составляющих основу континентальной коры Земли, что в очередной раз говорит о том, что Красная планета была похожа на нашу в прошлом.

По материалам:
РИА Новости