» » Ученые впервые узнали скорость вращения черной дыры

Ученые впервые узнали скорость вращения черной дыры

Астрономы также проверяют знаменитую теорию о том, что "у черных дыр нет волос".

Астрофизики впервые очень точно измерили скорость вращения черной дыры, наблюдая за вспышками OJ287 в созвездии Рака. Об этом говорится в статье в Astrophysical Journal Letters.

Черная дыра OJ287 не совсем обычначная - периодически она "взрывается" и ее яркость увеличивается в несколько раз.

Ученые не сразу выяснили, что причиной этого, является то, что OJ287 живет в центре ее галактики не в одиночестве, а в компании другой черной дыры.

Она сближается с ней примерно каждые 12 лет и проходит через ее диск аккреции - "бублик" из перемолотых обломков астероидов, звездной материи и газа, вращающийся вокруг OJ287.

Наблюдая за этими вспышками, астроном Маури Валтонен из финского университета Турку и его команда вычислили точную массу черных дыр - 18 миллиардов Солнц для OJ287 и 100 миллионов для ее невидимого компаньона.

Ученые впервые узнали скорость вращения черной дыры

Кроме того, они определили, что ось вращения меньшей черной дыры может колебаться в стороны на невероятные 38 градусов.

Наблюдения показали, что OJ287 вращается достаточно медленно - ее скорость вращения вокруг себя составляет 31,3 процентов от максимально возможного значения, допускаемого общей теорией относительности Эйнштейна.

Точное значение скорости вращения OJ287 интересно ученым тем, что оно позволит в ближайшие 10 лет проверить знаменитую теорию о том, что "у черных дыр нет волос".

Ранее ученые выяснили, что сверхмассивные черные дыры в центрах галактик не растут бесконечно, а после достижения массы в 50 миллиардов Солнц их диск аккреции распадется, и они больше не будут поглощать материю.

Астрофизики показали столкновения двух высокоскоростных выбросов из сверхмассивной черной дыры, расположенной в галактике, находящейся на расстоянии в 260 миллионов световых лет от Земли.