» » Ученые объяснили выживание животных в зоне отчуждения ЧАЭС

Ученые объяснили выживание животных в зоне отчуждения ЧАЭС

Процветание фауны в условиях радиации связали со способностью вырабатывать антиоксиданты.

Ученые выяснили, что животные в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС виживают благодаря повышенному уровню антиоксидантов в организме, которые подавляют действие радиации. Об этом пишет РИА Наука со ссылкой на статью в Science of The Total Environment.

"Те виды фауны, которые каким-то образом могут управлять уровнем антиоксидантов, могут использовать эту особенность организма для защиты ДНК от повреждений", - заявил биолог Тимоти Муссо из университета Южной Каролины в Колумбии.

Муссо и его коллеги, в том числе из Украины, участвуют в международной коллаборации "Чернобыль + Фукусима".

Биологи, физики и специалисты из других научных сфер изучают влияние низких уровней радиации на здоровье отдельных животных и всей популяции в целом, обитающих возле этих АЭС.

Муссо объясняет, что основной причиной появления мутаций при облучении является появление большого количества молекул перекиси водорода и других агрессивных окислителей, способных проникать в ядро клетки и разрушать ДНК.

Чтобы противостоять ним организм вырабатывает антиоксиданты - вещества, связывающиеся с окислителями и нейтрализующие их до контакта с генетическим кодом.

Авторы статьи выяснили, что организмы животных и птиц реагируют на появление "лишних" окислителей по-разному.

Более того, даже ткани тела у одних и тех же животных, такие как мозг или, к примеру, половые железы, могут различным образом отвечать на постоянно высокий уровень фонового излучения.

Изучая данные, собранные разными специалистами из зоны отчуждения ЧАЭС, ученые пришли к выводу, что те виды животных, чей организм каким-то образом научился вырабатывать больше антиоксидантов, лучше переносили жизнь в условиях радиации и почти не страдали от негативных эффектов или даже выходили в "плюс" из-за снижения конкуренции и давления со стороны хищников.

В свою очередь, другие виды, в том числе и человек, негативно реагировали на нее из-за неспособности вырабатывать больше антиоксидантов.