» » Ученые НАСА вновь увидели гигантские гейзеры на спутнике Юпитера

Ученые НАСА вновь увидели гигантские гейзеры на спутнике Юпитера

Ученые НАСА получили повторные свидетельства того, что на поверхности Европы, спутника Юпитера, возникают громадные гейзеры, выбрасывающие в космос воду.

Возможные следы подобного явления впервые были замечены космическим телескопом "Хаббл" в 2013 году. Сейчас ученым из американского космического агентства вновь удалось это увидеть.

Европа - один из четырех крупнейших спутников Юпитера. Под ее ледяной поверхностью находится огромный океан жидкой воды. Ученые считают, что именно там могут быть обнаружены микробы - первые живые организмы, найденные за пределами Земли.

Есть лишь несколько способов обнаружить присутствие микроорганизмов на Европе.

Теоретически, в будущем можно было бы направить к Европе зонд, который пролетел бы через извержение одного из громадных гейзеров и собрал бы образцы воды на этой обледенелой луне Юпитера.

Другой вариант - направить зонд на поверхность Европы с тем, чтобы тот затем пробурил скважину через многокилометровый ледяной покров для изучения составы океана Европы. Но подобная экспедиция будет технически чрезвычайно сложной.

Ученые НАСА вновь увидели гигантские гейзеры на спутнике Юпитера

На этом сборном изображении Европы видны гейзеры в нижней левой части фотографии

Последние признаки водяных гейзеров на Европе были обнаружены телескопом "Хаббл", когда спутник прошел по орбите между телескопом и Юпитером.

"Хабблу" удалось увидеть следы гейзеров в ультрафиолетовом диапазоне, а также оптические вспышки, потенциально связанные с их извержениями.

Телескоп обнаружил подобные явления три раза.

Уильям Спаркс, главный астроном исследования из Института космического телескопа в Балтиморе, говорит, что не может представить, что кроме гигантских гейзеров могло бы объяснить полученную информацию.

"Мы не утверждаем категорично, что подобные гейзеры существуют, а лишь собираем свидетельства об их вероятном существовании", - пояснил Спаркс.

Тем не менее, конкретное место, где были обнаружены признаки подобных извержений, совпадает с районом, в котором "Хаббл" ранее обнаружил излишки кислорода и водорода - элементов воды.

Обледенелая поверхность Европы покрыта трещинами

Ученые полагают, что струи гейзеров Европы достигают нескольких сот километров, а затем падают назад на поверхность спутника. Согласно подсчетам, сделанным в 2013 году, речь может идти о выбросе каждые восемь минут объемов воды, которая могла бы заполнить олимпийский бассейн.

Ученым также известно, что активность гейзеров на Европе проявляется лишь спорадически, и им пока не ясны причины этого.

Как НАСА, так и Европейское космическое агентство планируют направить в будущем зонды к Европе, которые могли бы исследовать гигантские гейзеры этого спутника Юпитера.

Но, как говорит Уильям Спаркс, обнаружить "европейские" микробы, если таковые существуют, будет весьма сложно.

Тем не менее, как подчеркивает Пол Герц, глава отдела астрофизики НАСА, Европа остается основным кандидатом для исследования возможности внеземной жизни.

"На Земле жизнь существует повсюду, где есть энергия, вода и питательные вещества. Соответственно, нас очень интересуют спутники и планеты, где могут быть похожие условия. И Европа может быть как раз таким местом", - говорит он.