» » Фильм: «Черная месса»: ни любви, ни семьи, ни родины

Фильм: «Черная месса»: ни любви, ни семьи, ни родины

Фильм: «Черная месса»: ни любви, ни семьи, ни родины
Основанный на реальной истории сделки ФБР с одним из самых опасных бостонских криминальных авторитетов 70-х—80-х Джеймсом «Уайти» Балджером, фильм режиссера Скотта Купера посвящен самым незатейливым и, в то же время, базовым вещам: дружбе, предательству и выбору жизненных ценностей. Собственно, эти три составляющие и выступают катализатором сюжета: в детстве паренька из Саути, бедного ирландского района Бостона, как-то раз защитил от школьных побоев уже тогда вызывающий уважение и трепет у сверстников парень по имени Джеймс Балджер. Прошло много лет и заступник, оттрубив десять лет в Алькатрасе, стал мелким гангстером с большими криминальными амбициями, а «жертва», Джон Конноли, агентом ФБР, с повышением по службе вернувшимся в родной Бостон. Да, был у Джеймса Балджера еще и младший брат, Уильям, решивший подвизаться на политическом поприще и немало в этом преуспевший. Именно к Уильяму Балджеру и пришел однажды, памятуя о былой дружбе, Джон Конноли с предложением уговорить старшего брата стать информатором ФБР. В обмен на помощь в поимке крупной рыбы — главы итальянского мафиозного клана, Конноли пообещал Балджеру неприкосновенность его банды. Так началась история рокового для ФБР альянса. Джеймс «Уайти» Балджер был замешан в 19 убийствах, рэкете и наркоторговле. А с 1995-го года, когда история с покровительством федерального бюро расследований была раскрыта, он 16 лет числился под номером два в списке самых разыскиваемых преступников Америки. Еще один криминальный байопик в прокате, только уже не гламурный бурлеск «свингующего» Лондона, как в недавней «Легенде», а серая давящая атмосфера Бостона 70-х задает повествованию подчеркнуто серьезный тон. В кадре: бюрократические будни ФБР (зрителю не суждено увидеть даже банальной перестрелки полиции с мафией), предельно конкретное насилие там, где речь идет о бандитах и, конечно, брутальный криминальный авторитет в исполнении Джонни Деппа, на которого создатели фильма сделали основную ставку в привлечении зрительского внимания. Действительно, от Джонни Деппа этой роли ждали! Многие заранее готовились, наконец, увидеть в ней возвращение актера в удачном амплуа, а более искушенные поклонники криминального жанра и знатоки фильмографии Деппа надеялись, что «Черная месса» станет достойным продолжением депповской криминальной трилогии, состоящей из «Донни Браско» (1997), «Кокаина» (2001) и «Джонни Д.» (2009). При выходе из кинозала некоторые журналисты будто по инерции облегченно вздыхали: «Слава богу, наконец-то не Джек Воробей».
Фильм: «Черная месса»: ни любви, ни семьи, ни родины
В действительности, слои грима на лице Джонни Деппа, белесые «акульи» линзы и выдающаяся накладная лысина меняют детали и настроение его образа, но опять работают по старому принципу, а именно: подчеркивают эксцентричность персонажа, как и в случае с пресловутым Джеком Воробьем и не менее эксцентричным Эдвардом Руки-Ножницы, хотя здесь у героя совсем иная тональность.
Фильм: «Черная месса»: ни любви, ни семьи, ни родины
Откровенно режет глаз столкновение этого гипертрофированного образа с максимально документальными персонажами второго плана. Среди них особенно органичны Кевин Бейкон («Таинственная река», «Спящие») в роли шефа Бостонского ФБР, Кори Столл («Карточный домик», «Штамм»), играющий его преемника на этом посту, а также Рори Кокрейн («Операция "Арго"») в немногословной роли верного подельника Балджера, настоящего преступника, простого в своей жестокости, потому что угрожать, пытать и убивать — это всего лишь его работа. Режиссер Скотт Купер постарался собрать букет из знакомых лиц и громких имен, но даже вторые по важности после самого Балджера персонажи Конноли и Уильяма в исполнении Джоэла Эдгертона и Бенедикта Камбербетча, хотя и не особо отличились здесь в актерском плане, все равно, контрастируют с главным героем так, что кажется они просто пришли в «Черную мессу» из разных фильмов.
Фильм: «Черная месса»: ни любви, ни семьи, ни родины

Это не значит, что Депп играет плохо, отнюдь! Просто на их фоне модифицированный гримом Джонни Депп смотрится эдаким вампиром, ходячей нечистью, непонятно почему присутствующей среди вполне реалистичных людей. Видимо, это нарочитая демоничность и неестественность его образа должна придавать дополнительные оттенки значения названию фильма. Подобно тому, как черная месса извращает смысл богослужения, преступное сотрудничество ФБР с криминальной группировкой извращает саму суть служения закону. На это же указывает пикантная деталь, взятая из реальной истории Джеймса «Уайти» Балджера — брат криминального авторитета, ставший сенатором от Бостонского округа.
Фильм: «Черная месса»: ни любви, ни семьи, ни родины
Фильм в целом, хоть и выдерживает мрачное напряжение, обязательное для жанра криминальной драмы, а местами даже смотрится весьма достоверным, все же в итоге оставляет со смутным ощущением нехватки объема. Там где надо, нам откровенно дадут понять, что именно инфантильные впечатления застят глаза «взрослому мальчику» агенту ФБР Конноли — все из детства. В других местах фактические подробности биографии Балджера, серия личных трагедий объяснит как из этого полу-вампира с немногими, но святыми ценностями выветрились последние остатки человеческого. Довольно любопытно, что последней вещью, вызвавшей живое движение души закоренелого преступника стала борьба IRA (Ирландской национально-освободительной организации) с британским правительством, приравнявшем ее деятельность к терроризму. Сюжет о поддержке, которую ирландская мафия из Америки оказывала IRA — исторически достоверен. Однако и тут, крайне успешному гангстеру, придется по-человечески потерпеть очередную неудачу.
Фильм: «Черная месса»: ни любви, ни семьи, ни родины
На таких психологических драмах фильм концентрируется куда подробнее, чем на деталях восхождения героя к криминальному Олимпу. При этом зрителю приходится в уме постоянно сидеть на двух стульях: с одной стороны, сочувствовать герою Деппа сложно, почти невозможно, с другой — в сюжет все-таки специально были заложены поводы для этого сочувствия. Можно ничего не знать о сверхпопулярном первоисточнике — книге, под названием «Черная месса: правдивая история дьявольского союза между ФБР и ирландской мафией» репортеров Джерарда О`Нила и Дика Лера, но невозможно избавиться от ощущения, что литературный источник диктует фильму свои правила. Проблема «Черной мессы» как раз в том, что режиссер Скот Купер, хотя всячески и старается дотянуть до уровня Мартина Скорсезе, который тоже любит снимать об ирландской мафии и также использовал Джеймса Балджера в качестве прототипа главного героя в своих «Отступниках», так и не смог по-настоящему перевести литературный сюжет на язык кино. Исторической достоверности авторы фильма часто достигают мошенническим способом — обилием интерьерных съемок и крупных планов. Они же, вкупе с психологически простроенными сценами насилия часто помогают нагнетать напряжение. Хотя грим Джонни Деппа тоже успешно работает на эффект устрашения. Повествование, не всегда оправданно скреплено чередой флеш-форвардов: то и дело мы видим сцены допросов, на которых уже задержанные полицией члены криминальной группировки вспоминают историю ее лидера. Правосудие, как всегда, восторжествовало, хотя чуть было не превратилось в нечто противоположное. Ответы на все вопросы авторы пытаются дать внутри самого же фильма, оставляя без ответа главный вопрос: зачем же все это было нужно и с каким ощущением они хотят оставить зрителя, когда по экрану пойдут финальные титры?
Вердикт:
«Черная месса»безусловно задумана как мужское кино, отсюда его суровый тон, для этого внушительный мужской актерский состав. По фильму очень удобно изучать, из каких элементов должно слагаться кино о легендарном преступнике, но при всем уважении к отдельным достижениям фильма, в золотой фонд криминального жанра он, увы, не войдет.

Так же вам понравится:

Загрузка...

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
  • Или водите через социальные сети

Реклама


Рекомендуем

Загрузка...