» » Фильм «Голос улиц»: как зарождались мировые звезды хип-хопа

Фильм «Голос улиц»: как зарождались мировые звезды хип-хопа

Фильм «Голос улиц»: как зарождались мировые звезды хип-хопа

В рэп-музыке существует такой термин, как «flow» (на русском — поток, течение). Им принято обозначать скорость и манеру того, как исполнитель зачитывает свои куплеты. В принципе, хип-хоп индустрия последних 30 лет сама стала «флоу», эдаким стихийным потоком. Она не прекращает расширяться, поглощая близкие музыкальные поджанры и тенденции в массовой культуре. Быстрый и неукротимым, хип-хоп никогда не будет звучать для тинейджера-2015 также, как это было во времена триумфа Public Enemy — просто с тех пор утекло слишком много воды. И все же, как и со многими музыкальными направлениями, легендарность отдельных личностей и(или) хрестоматийность их пластинок сохраняют желание окунуться в помутневший со временем поток «старой школы» рэпа, как в священные воды Ганга. Пусть и ненадолго.
Чтобы понять, с какого момента хип-хоп превратился в музыку и голос улиц, хватит всего двух с гаком часов. Примерно столько займет просмотр фильма «Straight Outta Compton», в российском прокате стараниями переводчиков ставшего «Голосом улиц».
В центре сюжета картины — группа молодых чернокожих бездельников, типичных жителей солнечного Комптона, гетто-района Лос-Анджелеса. Нам весьма подробно расскажут, как из обычных «парней с района» сформировался коллектив N.W.A. — революционный хип-хоп форватор, вошедший в историю жанра по ряду весомых причин.
Главная из них — абсолютная безбашенность и неисчерпаем агрессия артистов, ставшая единым целым с их творчеством. Ноги растут от тяжелой судьбы каждого участника коллектива: будь то торговец наркотиками Eazy-E (Джейсон Митчелл), музыкальный сомелье Dr.Dre (Кори Хоукинс) или гений пера Ice Cube (О’Ши Джексон мл.) — выживая разными способами, они одинаково ненавидят свои жизни. Да и есть за что: бедность и безысходность, полицейский беспредел, чуть позже — проблемы лояльности и амбиций, цензуры, и, в конце концов, вечный вопрос жизни и смерти. Не бойтесь смотреть «Straight Outta Compton», если никогда не слышали творчество N.W.A. или равнодушны к хип-хопу — фильму есть чем поделиться помимо концертных записей и треков группы.
Фильм «Голос улиц»: как зарождались мировые звезды хип-хопа

Надо отметить, что с музыкальной составляющей все в полном порядке: в «Голосе улиц» соблюдены пропорции, отделяющие полноценную кинокартину от растянутого на часы клипа. До мелочей показана работа артистов на студии, прекрасно передана их разрывающая на концертах по всей Америке энергетика. Приятно также, что авторамкартины удалось сохранить дух времени с его симпатией к протесту и простоте посыла в творчестве. N.W.A. были первыми, кто открыто заявили о проблеме дискриминации чернокожих американцев в своих текстах, причем использовав для этого незатейливый и понятный народу язык, — сейчас эту борьбу в схожем ключе уверенно продолжает рэпер Kendrick Lamar.
Фильм «Голос улиц»: как зарождались мировые звезды хип-хопа


Эти же парни стали праотцами неугасающей по сей день моды на так называемый гангста-рэп: музыку с подробным описанием сцен насилия, разборок и жесткого секса. Коллектив не боялся правды, потому что жил тем, о чем со сцены читал высоким голосом коротышки Eazy-E. Быстрые перебитовки, нецензурщина и нигилизм — так N.W.A. покоряли мир быстрее первых айфонов и шариковых ручек.
Фильм «Голос улиц»: как зарождались мировые звезды хип-хопа

В кадре все происходит не менее стремительно, почти в такт аранжировкам Dr.Dre: вот Ice Cube скандирует со сцены «Fuck The Police», а вот уже police вяжет участников группы за провокацию и нарушение закона. Зрителя буквально заваливают происшествиями и персонажами, среди которых нашлось место молодым 2Pac и Snoop Dogg, и это не выглядит лишним, а еще больше подогревает интерес к происходящему. Основные сюжетные линии не размываются динамикой и плотностью событий: история каждого участника группы доведена до логической кульминации. Cube добился успеха, пережив с гордо поднятой головой предательство менеджера группы; негласный лидер Eazy-E, напротив, оказался в глубоком кризисе после распада коллектива и умер от ВИЧ-инфекции; заканчивается фильм решением Dr.Dre открыть собственный лейбл, победив тем самым творческую зависимость от контракта с другой студией.
Фильм «Голос улиц»: как зарождались мировые звезды хип-хопа

В общем и целом, каждая отдельно взятая история гармонично дополняет общую картинку, как детали паззла, и каждый обязательно сможет найти, кому из героев симпатизировать и за кого переживать.
Иногда, впрочем, начинает казаться, что «Straight Outta Compton» снимал выхоленный отличник: вот тебе, зритель, и высокий класс операторской работы (вкрапления любительской съемки, сочные ракурсы, уместные крупные планы), и насыщенный на события сюжет, и колоритные персонажи, внешнее сходство которых с реальными прототипами на первых минутах поражает.
Фильм «Голос улиц»: как зарождались мировые звезды хип-хопа

Однако слаженность и доминирование сильных качеств фильма не являются, как ни парадоксально, той формулой, которая обеспечила «Голосу улиц» небывалый успех в США. Совершенно точно ажиотаж вокруг картины в американском прокате (сборы порядка 160 миллионов долларов при бюджете в 28) связан с тем, что это самое настоящее историческое кино, которого не хватало целому поколению слушателей. В Голливуде снимали фильмы о рэпе, фильмы рэперов и даже фильмы с участием рэперов, но чего действительно не было — так это истории о том, как чернокожие рэп-артисты меняют мир, прежде всего — музыкальный. Нет, и уже давно, чего-то более популярного среди молодежи на Западе, чем хип-хоп звучание в наушниках плеера.
Фильм становится иллюстрацией для поколения 2000-х и напоминанием для людей старше, что разделение американского общества долгое время строилось не только на основе дохода или музыкальных предпочтений. Мир, в котором только начинал зарождаться рэп, в своем фундаменте был во всех смыслах черно-белым. «Голос улиц», не утопая в похвале, показывает реальный вклад N.W.A. в борьбу с тем, что сегодня активно обсуждается не только рэперами — расовая дискриминация, ограничения свободы слова, беззаконие полицейского аппарата.
Фильм «Голос улиц»: как зарождались мировые звезды хип-хопа

Но, как и в случае с отличником, когда придираться не к чему, да и не хочется, может возникнуть другая проблема — восприятия. Именно в этом пункте возникает неприятный осадок и та самая проблема непонимания: российскому зрителю фильм, скорее всего, покажется «не про нас». Выживание в квартале бедняков, где за унцию марихуаны готовы пристрелить, никак не вяжется с представлениями о тяжелой жизни в российскиях реалиях. По той же причине плохо воспринимается и творческая гениальность N.W.A., как и сама природа их вызова государству и обществу: ну рэперы, ну читали свой рэп — а почему легенды?
Фильм «Голос улиц»: как зарождались мировые звезды хип-хопа

Ложку дегтя добавляет еще и не самая удачная локализация картины. В каком-то смысле фильмов с названием «Straight Outta Compton» в прокате существует сразу два: первый — это оригинал для жителя Штатов, который слышит новости об убийствах чернокожих парней по телевизору и слушает в основном музыку чернокожих парней. Фильм второй — это адаптация для русскоязычной аудитории, даже название которой почему-то решили не переводить дословно. Как и в случае другого популярного рэп-фильма «8 миля», проблематичным для зрителя становится не погружение в атмосферу хип-хоп культуры, а плачевная неспособность переводчиков побороть языковой барьер. Несмотря на то, что композиции N.W.A. дубляж не затронул (прокатчик ограничился субтитрами), реплики персонажей и диалоги полностью озвучены и переведены на русский язык.
Принципиально важным здесь является не качество перевода ил подбор голосов, а губительность цензуры, которой был беспощадно стерилизован весь жаргон персонажей. Фильм без мата и даже пресловутого слова «nigga» потерял львиную долю обаяния оригинала. Романтика уличного хип-хопа, который выдыхает дым из бонга в затылок смерти, превратилась в разговоры школьников на переменке— местами забавно, но в основном звучит нелепо и по-детски.
Фильм «Голос улиц»: как зарождались мировые звезды хип-хопа

Вердикт: Спустя много лет после распада группы N.W.A., Ice Cube в одном из интервью на вопрос «Что для вас хип-хоп?» ответил одним словом: «Свобода». Той же творческой свободы (прежде всего — переводчиков), о которой говорит Cube, не достает «Голосу улиц» для безоговорочного триумфа в российском прокате. В целом, перед нами — эталонный байопик, который и без оригинальной озвучки мало кого оставит равнодушным. Даже если вы не любите хип-хоп, этот фильм однозначно достоин вашего внимания.

Так же вам понравится:

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
  • Или водите через социальные сети

Реклама


Рекомендуем